Российскому детскому фонду сегодня исполняется 33 года!
Мы очень рады быть частью самой старейшей и масштабной благотворительной организации.
С чего же начинался Детский фонд?
20 апреля 1987 года известный писатель и в ту пору главный редактор популярного журнала «Смена» Альберт Лиханов направил письмо на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. В этом письме литератор, посвятивший несколько лет изучению положения детей в СССР, излагал первому лицу государства малоприятные факты.
Они касались в первую очередь проблем сиротства. Их масштаб впечатлял: в Стране Советов почти миллион семей были лишены родительских прав. Триста тысяч детей обитали в детских домах. Для решения этой и множества иных социальных проблем маленьких граждан Лиханов предложил Горбачеву создать новую общественную организацию — Советский детский фонд.
Горбачев поступил, как тогда говорили, в духе перестройки и гласности. Было решено уже в конце июля обсудить этот, казалось бы, не злободневный вопрос на очередном заседании Политбюро. В Кремль пригласили и автора обращения. «Сверхзадача фонда, — заявил А. Лиханов во время своего выступления, — повернуть национальное самосознание общества к детству, поднять на щит семью».
И вот же чудеса перестройки: учредительная конференция фонда открылась уже 14 октября в Колонном зале Дома Союзов. Это была конференция откровений. Страна и общество впервые узнали о реальном положении детей в СССР. О том, что Новолипецкий металлургический комбинат — виновник высокой детской смертности в регионе, достигающей 78%; что в Башкирии заболеваемость астмой превышает всякие допустимые нормы; что на табачных плантациях в Молдавии, Киргизии и Узбекистане используют детский труд; что в Москве 8% детей появляются на свет с врождённой олигофренией и почти миллион беспризорных…
Новая общественная институция была готова взяться за решение этих и сотен других тяжелейших проблем детства, оказать гражданскую помощь государству, которое поддержало гражданскую инициативу. «Учреждая фонд, — сказал в завершение своей речи на конференции только что избранный председатель фонда Альберт Лиханов, — мы приступаем к строительству. А строительство требует качества, терпения и упорства».
Ход дальнейших событий доказал, что строительство это растянулось на тридцать три года. Именно столько работает в стране теперь уже Российский детский фонд.
Первым делом, за которое взялся Советский детский фонд, были дети Чернобыля, которых в отдельную категорию за прошедшие после аварии годы никто даже не выделял, несмотря на то, что в зоне загрязнения находилось более 5 миллионов человек. Благодаря деятельному участию фонда 10 000 детей из зоны Чернобыльской катастрофы прошли реабилитацию в скаутских лагерях Швейцарии, Италии, Франции, Японии.
Через год после создания фонда в армянских Спитаке и Ленинакане произошло сокрушительное землетрясение. В столпотворении первых дней после катастрофы сотни детей потеряли своих родителей. В штабе Детского фонда, расположившемся в Ереванской консерватории, каждый день вывешивались фотографии потерянных малышей. Таким образом 300 детей вновь обрели своих близких.
Дети умирали и в России. Прежде всего — из-за недостаточных объемов операций на открытом сердце для самых маленьких. Такие операции хорошо делали в США. Пользуясь поддержкой богатых филантропов, Альберту Лиханову удалось договориться о том, что операции будут делать бесплатно. В результате реализации программы «Gift of Life» («Дар жизни») около 900 детей из России получили этот бесценный подарок.
Чуть позднее фондом была создана уникальная сеть семейных детских домов. Эта система предполагала воспитание приемными семьями не менее 5 детей, оставшихся без родителей. Воспитание, признанное государственным делом, подразумевающим не только финансовую составляющую, но и пенсию родителям-воспитателям, педагогический стаж, наделение — на правах аренды вначале, а затем и собственности — землей и недвижимостью. За всю историю фонда было создано 365 таких домов, воспитавших и выпустивших в жизнь 5021 сироту, которая обрела семью.
Все из перечисленного — лишь небольшая, хотя и значимая часть деяний Российского детского фонда на всем его тридцати трёх летнем пути.